29 апреля 2021 года состоялся Республиканский онлайн-семинар-практикум «Ориентация на будущие поколения: функциональная грамотность и глобальная компетентность всех». Организаторами семинара выступили УО «Могилевский государственный областной институт развития образования», Ассоциация «Образование в интересах устойчивого развития» и Могилевский областной ресурсный инновационный центр «Формирование социальной успешности учащихся через создание организационно-педагогических условий в учреждении образования» государственного учреждения образования «Средняя школа № 28 г.Могилева». В работе семинара приняло участие более 70 участников из всех областей Беларуси:

Целью семинара стало обсуждение перспектив и проблем обеспечения функциональной грамотности населения в деятельности школ устойчивого развития в контексте актуальных задач реализации Могилевской областной стратегии устойчивого развития-2035.
В роли экспертов выступили София Борисовна Савелова, эксперт Ассоциации «Образование для устойчивого развития», сокоординатор по направлению «образование» Партнерской группы устойчивого развития, официальный представитель в Беларуси Международной инициативы Хартия Земли, и Максим Александрович Лавриненко, директор Бизнес-школы Alfa+ г. Могилева.
Работу семинара открыл ректор УО «Могилевский государственной областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Михайлович Жудро, который подчеркнул важность обеспечения функциональной грамотности населения и реализации стратегии устойчивого развития.
С приветственным словом к участникам семинара обратились Анатолий Владимирович Муравьев, сокоординатор по направлению «образование» Партнерской группы устойчивого развития, исполнительный директор Ассоциации «Образование для устойчивого развития», директор ГУО «Гимназия №19 г. Минска», и Инесса Владимировна Зубрилина, начальник Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития» Белорусского государственного педагогического университета, эксперт Ассоциации «Образование для устойчивого развития».
В своем выступлении А.В. Воробьев подчеркнул, что «будущее создается уже сегодня, и у будущих поколений есть возможность переосмыслить педагогические методы и принципы и уже сейчас сделать шаг по направлению к перспективным системам, обеспечивающим качественное образование для всех, в качестве плацдарма для достижения глобальных целей в области устойчивого развития. Сегодня у нас есть уникальная возможность еще раз заявить мировому сообществу о том, что система образования в Республике Беларусь является активно развивающейся и может предъявить образовательные практики, способствующие как локально, так и в целом достижению целей устойчивого развития».
И.С.Зубрилина в своем приветственном слове подчеркнула, что «Могилевский регион занимает лидирующие позиции среди других регионов Беларуси по комплексной поддержке образовательных инициатив в интересах устойчивого развития в местных сообществах. Интерес к теме семинара повсеместный, что свидетельствует о значимости этого вопроса, этой проблематики не только для национальной системы образования, которая сейчас уделяет много внимания формированию глобальной компетенции учащихся».
В своем выступлении «Стратегия устойчивого развития Могилевской области – 2035: создание системы образовательной поддержки как ключевой механизм реализации этапа «Ориентация на будущие поколения» Наталья Григорьевна Афанасьева, начальник Центра идеологической, воспитательной работы и педагогических инноваций УО «Могилевский государственный институт развития образования», рассказала об этапах реализации СУР-2035 Могилевской области. Наталья Григорьевна подчеркнула, что «на базе Могилевского государственного областного института развития образования ежегодно повышают квалификацию более 6000 педагогов, и уже несколько лет в программу повышения квалификации включен модуль «Организация практики образования в интересах устойчивого развития» с целью освещения тех процессов, которые проходят в Могилевской области и в целом в мировой практике». Далее она рассказала о механизмах реализации СУР-2035 и подчеркнула, что в Могилевской области создана партнерская сеть учреждений образования региона в интересах устойчивого развития, которые можно разделить на четыре группы: ресурсные инновационные центры, опорные центры организации образовательных практик устойчивого развития, школы-участники проекта «Зеленые школы», школы-участники творческой группы «Школа предприимчивости».
Информативным и содержательным стало выступление Софии Борисовны Савеловой, эксперта проекта «Мастерская будущего» по внедрению Могилевской областной СУР-2035, эксперта Ассоциации «Образование для устойчивого развития», сокоординатора по направлению «образование» Партнерской группы устойчивого развития, официального представителя в Беларуси Международной инициативы Хартия Земли, «Функциональная грамотность и глобальная компетентность для всех – условие организации деятельности школы в местных сообществах с ориентацией на будущие поколения». София Борисовна выделила ключевые понятия, которые лежат в основе идеи движения устойчивого развития: «все цели устойчивого развития взаимосвязаны, невозможно говорить о здоровье, забыв про окружающую среду, забыв про образование, забыв про пищевые привычки и про многое другое, что отражено в иных целях. Поэтому взаимосвязь и неделимость целей – это ключевое положение». Кроме того, С.Б.Савелова подчеркнула, что «различаются два вида образования, которые сопряжены с понятием устойчивого развития: с одной стороны, образование в области устойчивого развития, которое не является методологией ОУР, и в принципе может быть обеспечено традиционными практиками, и образование в интересах устойчивого развития как ресурс обеспечения более устойчивого будущего». Особое внимание в своем выступлении С.Б.Савелова уделила PISA, которая направлена не только на диагностику, но и сама по себе является постоянно идущим исследованием. PISA измеряется функциональная грамотность, то есть минимальный уровень владения языками описания мира и возможность вхождения в этот мир самостоятельно.
Далее был представлен опыт Могилевского областного ресурсного инновационного центра «Формирование социальной успешности учащихся через создание организационно-педагогических условий в учреждении образования», функционирующего на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 28 г.Могилева» по реализации социально значимых детско-взрослых инициатив – ключевом механизме обеспечения в местном сообществе практик ОУР для всех.
Общую характеристику деятельности учреждения образования в данном направлении представила директор школы Елена Анатольевна Ивашнёва. В своем выступлении Елена Анатольевна подчеркнула, что «более 10 лет школа «живет» в атмосфере социально значимых детско-взрослых инициатив. Именно эти инициативы и являются основополагающим механизмом обеспечения в местном сообществе практик образования в интересах устойчивого развития». Она подчеркнула, что средняя школа № 28 г.Могилева – это традиционная школа с экологической направленностью. И приоритетным является экологизация всей среды жизнедеятельности учащихся, их родителей, педагогов и представителей местного сообщества. Далее директор показала два пути, которыми школа идет к экологизации всей среды жизнедеятельности. «Во-первых, это организация деятельности учащихся исследовательского характера. Идя по пути исследовательской деятельности, мы повышаем интерес всех членов открытого образовательного пространства к поднимаемым нами проблемам, вовлекаем их в свои исследования, углубляем, имеющиеся у них знания. Во-вторых, в направлении экологизации всей среды жизнедеятельности и получении естественнонаучных знаний нам помогает школьный этнографический музей и его бессменный руководитель Валентина Астренкова. Если первый путь нам помогает заинтересовать членов открытого школьного сообщества, то второй путь – это пропагандистская работа, которая позволяет привлечь внимание как школьников, их родителей, наших социальных партнеров, так и всего местного сообщества к традициям и культуре белорусского народа, в том числе и через популяризацию белорусского языка», – отметила в своем выступлении Е.А.Ивашнёва.
Подробнее о деятельности учреждения образования по реализации образовательных практик в интересах устойчивого развития рассказали члены областного ресурсного инновационного центра:
- Лабкова Инга Владимировна, учитель биологии, познакомила участников семинара-практикума с организацией работы по экологоориентированным исследованиям как основой формирования естественнонаучной грамотности учащихся. Инга Владимировна подчеркнула, что исследовательскую деятельность учащиеся школы начинают уже в начальной школе и продолжают на протяжении всего периода обучения. В исследования вовлекаются не только учащиеся, но и их родители. Каждое исследование имеет логическое завершение в виде социально значимой акции, в которые вовлекаются представители социума.
- Дрогольчук Валентина Васильевна, учитель физики и астрономии, рассказала о популяризации и продвижении естественнонаучных знаний среди различных групп населения через созданную на базе учреждения образования Астрономическую площадку. Валентина Васильевна подчеркнула, что учащиеся проводят выездные просветительские мероприятия. Например, в микрозоне школы на улице Ямницкой ребята организовали так называемую «Беседку астрономов», посетители которой – представители всех социальных групп – с удовольствием принимают участие в космических викторинах, играх, изучают информационные плакаты и заглядывают в окуляр телескопа. На сегодняшний день астрономическая площадка из категории сооружений перешла в разряд объекта, на базе которого учащиеся проводят исследования, изучая как астрономию, так и географию, применяя и углубляя имеющиеся у них физико-математические знания.
- Дроздова Екатерина Леонидовна, учитель английского языка, в своем выступлении показала, насколько при реализации образовательных практик в интересах устойчивого развития важен потенциал педагогов, способных работать в условиях цифровизации.
- Астренкова Валентина Тимофеевна, учитель белорусского языка и литературы, рассказала об опыте школьного этнографического музея «Спадчына» по расширению социокультурного сотрудничества с участием открытого школьного сообщества.
Особый интерес участников онлайн-семинара-практикума вызвала сессионная работа в мастер-классах, которые проводили ресурсные ОУР-центры Ассоциации «Образование для устойчивого развития». Так:
- Галиной Анатольевной Богдан, координатором проектной деятельности Ресурсного ОУР-центра ГУО «Средняя школа №12 г.Гродно» был проведен мастер-класс «Школа рачительных хозяев»: актуальные форматы социального партнёрства в интересах устойчивого развития местного сообщества», в рамках которого был представлен опыт по организации партнерства в интересах устойчивого развития. Мастер подчеркнула, что для того, чтобы быть эффективным, ОУР необходимо уделять особое внимание укреплению партнерства между педагогической общественностью и другими заинтересованными сторонами, налаживанию тесных связей между образовательным процессом и жизнью нашего общества.
- Ольга Александровна Гудень, координатор Гродненского областного ресурсного ОУР-центра ГУО «Гимназия г. Щучина», в своем мастер-классе «Обучающаяся Щучинщина: образовательная поддержка функциональной грамотности каждого и всех» показала, как учреждение образования может расширить сферу своего влияния как в местном сообществе, так и за его пределами.
- Антонина Ивановна Максимова, координатор Областного ресурсного инновационного центра «Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) для всех поколений», Могилёвского областного ресурсного центра комплексной поддержки ОУР, в своем мастер-классе «Ресурсный инновационный центр «ОУР для всех поколений» как механизм развития местного сообщества» показала, как можно реализовывать образование в интересах устойчивого развития, используя ресурсы, которые имеются в учреждении образования, и какую пользу можно принести тому региону, в котором живешь.
- Ольга Васильевна Лукша и Алла Владимировна Гончарова, координаторы Ресурсного ОУР-центра трансграничных территорий ГУО «Браславская гимназия», в своем мастер-классе «Творческий проект «ОКО ТВ» как средство формирования медиаграмотности жителей Браславского района» сделали акцент на важности регионализации и включенного участия при реализации образовательных практик в интересах устойчивого развития. Мастера поделились идеей создания гимназического телевидения.
В каждом мастер-классе были использованы возможности современных цифровых технологий и сервисов web 2.0.
После окончания мастер-классов были представлены отчеты кураторов, в качестве которых выступили учителя ГУО «Средняя школа № 28 г.Могилева» Лабкова И.В., Дроздова Е.Л., Лебедев А.В., Тарасенко С.С. Кураторы рассказали об особенностях мастер-классов и дали оценку работе мастеров.
Опытом работы Мстиславского района по организации образовательных практик в интересах устойчивого развития в рамках «Проблемной лаборатории «Ориентация на будущие поколения в региональной системе поддержки практик ОУР для всех поколений» поделилась начальник отдела по образованию Мстиславского райисполкома Почтовая Елена Дмитриевна. В рамках ее выступления был представлен опыт работы учреждений образования Мстиславского района.
В заключении работы семинара состоялось обсуждение поднятых проблем и представленного опыта учреждений образования, а также были определены перспективы и проблемы обеспечения доступности и качества образовательных услуг в интересах укрепления функциональной грамотности населения.
Светлана Гринёва, заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа № 28 г.Могилева», директор Могилевского областного ресурсного инновационного центра «Формирование социальной успешности учащихся через создание организационно-педагогических условий в учреждении образования», координатор работы онлайн-семинара-практикума

















