проходят выпускные экзамены
за период обучения и воспитания
на II и III ступенях общего среднего образования.
(каб.22, тел. +375 222 64 52 10)
Расписание консультаций по учебным предметам,
по которым проводятся выпускные экзамены по завершении
обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования
в 2021/2022 учебном году
IX «А» класс
Дата | Начало консультации | Предмет | Кабинет | Учитель |
1 июня | 14.00 | Русский язык | 24 | Лободаева Е.М. |
6 июня | 14.00 | Белорусский язык | 22 | Лебедев А.В. |
8 июня | 14.00 | Математика | 23 | Клепча Л.Т. |
IX «Б» класс
Дата | Начало консультации | Предмет | Кабинет | Учитель |
1 июня | 14.00 | Математика | 23 | Клепча Л.Т. |
6 июня | 14.00 | Русский язык | 24 | Марковская Л.П. |
8 июня | 14.10 | Белорусский язык | 22 | Лебедев А.В. |
IX «В» класс
Дата | Начало консультации | Предмет | Кабинет | Учитель |
1 июня | 14.00 | Белорусский язык | 22 | Лебедев А.В. |
6 июня | 14.00 | Математика | 23 | Пухальская Н.П. |
8 июня | 14.10 | Русский язык | 24 | Марковская Л.П. |
Расписание консультаций по учебным предметам,
по которым проводятся выпускные экзамены по завершении
обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования
в 2021/2022 учебном году
XI класс
Дата | Начало консультации | Предмет | Кабинет | Учитель |
31 мая | 14.30 | Русский язык (повышенный уровень) | 26 | Лободаева Е.М. |
14.30 | Английский язык (базовый уровень) | 25а | Степаненко А.В. | |
2 июня | 14.00 | Русский язык (базовый уровень) | 23 | Лободаева Е.М. |
14.00 | Английский язык (повышенный уровень) | 25 | Дроздова Е.Л. | |
3 июня | 14.30 | Математика | 23 | Вишневецкая И.И. |
7 июня | 14.00 | История Беларуси | 24 | Даниленко М.Н. |
Расписание выпускных экзаменов
по завершении обучения и воспитания
на II ступени общего среднего образования
в 2021/2022 учебном году
IX «А» класс
Дата | Начало экзамена | Предмет | Форма проведения экзамена | Кабинет |
2 июня | 9.00 | Русский язык | в письменной форме (диктант) | № 38 |
7 июня | 9.00 | Белорусский язык | в письменной форме (диктант) | № 36 |
9 июня | 9.00 | Математика | в письменной форме | № 31 |
IX «Б» класс
Дата | Начало экзамена | Предмет | Форма проведения экзамена | Кабинет |
2 июня | 9.00 | Математика | в письменной форме | № 31 |
7 июня | 9.00 | Русский язык | в письменной форме (диктант) | № 38 |
9 июня | 9.00 | Белорусский язык | в письменной форме (диктант) | № 36 |
IX «В» класс
Дата | Начало экзамена | Предмет | Форма проведения экзамена | Кабинет |
2 июня | 9.00 | Белорусский язык | в письменной форме (диктант) | № 36 |
7 июня | 9.00 | Математика | в письменной форме | № 31 |
9 июня | 9.00 | Русский язык | в письменной форме (диктант) | № 38 |
Расписание выпускных экзаменов
по завершении обучения и воспитания
на III ступени общего среднего образования
в 2021/2022 учебном году
XI класс
Дата | Начало экзамена | Предмет | Форма проведения экзамена | Кабинет |
01 июня | 09.00 | русский язык (повышенный уровень изучения) | в письменной форме (изложение) | № 38 |
09.00 | английский язык (базовый уровень изучения) |
в устной форме | № 35 | |
03 июня | 09.00 | русский язык (базовый уровень изучения) | в письменной форме (изложение) | № 38 |
09.00 | английский язык (повышенный уровень изучения) | в устной форме | № 35 | |
06 июня | 09.00 | математика | в письменной форме | № 39 |
08 июня | 09.00 | история Беларуси | в устной форме | № 34 |
Расписание консультаций к квалификационному экзамену по результатам освоения учащимися XI класса образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин)» код профессии 4132-003 в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» в 2021/2022 учебном году
Расписание проведения квалификационного экзамена по результатам освоения учащимися XI класса образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин)» код профессии 4132-003 в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» в 2021/2022 учебном году
График работы библиотеки,
социально-психологической службы
на период проведения выпускных экзаменов
в 2021/2022 учебном году
Дата | День недели | Время работы |
01.06 | среда | 09.00–17.00 |
02.06 | четверг | 09.00–17.00 |
03.06 | пятница | 09.00–17.00 |
06.06 | понедельник | 09.00–17.00 |
07.06 | вторник | 09.00–17.00 |
08.06 | среда | 09.00–17.00 |
09.06 | четверг | 09.00–17.00 |
Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы завершения учебного года, проведения итоговой аттестации в учреждениях, реализующих образовательные программы общего среднего, специального образования
ГОТОВИМСЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Содержание экзамена
Содержание экзамена определяется в соответствии с целями и задачами обучения, требованиями к уровню подготовки учащихся по иностранным языкам на ІІІ ступени общего среднего образования.
На экзамене выпускники должны продемонстрировать:
- значение лексических единиц, устойчивых словосочетаний, грамматических явлений продуктивного и рецептивного минимумов, особенностей произношения и ритмико – интонационного оформления основных коммуникативных типов предложения, предусмотренных учебной программой, и умение пользоваться ими;
- умение воспринимать и понимать устную речь на слух при непосредственном общении и в звукозаписи;
- владение устной речью: умение вести беседу, дать совет, выразить пожелание; комментировать увиденное, услышанное, прочитанное, используя отдельные реплики и развёрнутые высказывания; логично и последовательно делать сообщение и высказывать оценочные суждения относительно услышанного, прочитанного.
Экзамен по иностранному языку проводится в устной форме и включает три этапа.
ПЕРВЫЙ ЭТАП – собеседование с экзаменуемым, стимулом к которому является прочитанный текст.
На этом этапе экзамена проверяются умения читать, понимать, комментировать прочитанное и высказывать суждения по поводу полученной информации; понимать речь на слух.
Содержание заданий:
1) краткое определение основного содержания текста
Например: О чём говорится в тексте? Какова основная идея текста?
2) Извлечение из текста запрашивает информации.
Например: Найди в тесте ответ на вопрос «…» и прочти его.
3) Извлечение из текста отдельных фактов и значимых деталей.
Например: Зачем? Почему? Отчего? Как ты думаешь?
ВТОРОЙ ЭТАП— собеседование с экзаменуемым, стимулом к которому является прослушанный текст.
На этом этапе экзамена проверяются умения воспринимать и понимать устную речь в звукозаписи, извлекать из прослушанного текста запрашиваемую информацию и комментировать её.
Содержание собеседования должно позволять судить о степени понимания прослушанного текста: адекватное понимание текста в целом, определение его главной идеи и вычленение деталей
Например: Кто? Что? Где? Когда? Как? Куда? Почему? В связи с чем?
ТРЕТИЙ ЭТАП – беседа, стимулом к которой является ситуация общения, предлагаемая экзаменатором.
Задача данного этапа состоит в проверке умений монологической и диалогической речи.
Содержание предлагаемых для выполнения заданий, должно стимулировать экзаменуемого к спонтанной речи. Эти задания включают вопросы – стимулы, ответы на которые требуют использования отдельных реплик; и развёрнутых высказываний относительно услышанного.
Рекомендуемое содержание заданий:
1) Задание, выполняя которое экзаменуемый имеет возможность опереться на изученный материал в процессе обучения материал.
Например: Давай поговорим о здоровой образе жизни. Ты следишь за своим здоровьем? Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?
2) Задание уточняющего характера, содержание которое касается личного опыта экзаменуемого и предполагает утвердительную или отрицательную реплику, которую нужно прокомментировать.
Например: Согласен ли ты с мнением о том, что курение действительно опасно для здоровья человека? Почему?
3) Задание, побуждающее экзаменуемого инициировать беседу, проявить заинтересованность в чём – то, задать встречные вопросы.
Например: Представь, что ты беседуешь с зарубежным сверстником о здоровом образе жизни. Что бы ты прежде всего у него спросил?
4) Задание, побуждающее экзаменуемого дать совет, аргументированную рекомендацию.
Например: В школе есть ребята, которые курят. Посоветуй, что нужно сделать, чтобы они поняли, что это вредно.
5) Задание, требующее от экзаменуемого выражения своей точки зрения, рассуждения о фактах, событиях, приведения примеров и аргументов.
Например: Тебе приходилось пропагандировать здоровый образ жизни среди молодых людей? Если да, расскажи, как ты это делал. Если нет, как ты это сделаешь?
Критерии оценки
Критерии оценки ответа на экзамене
Оценка уровня сформированности коммуникативной компетенции |
Балл |
Экзаменационное задание выполнено полностью. Ответ характеризуется связностью, логичностью, достаточным объёмом, развёрнутостью. Речь беглая. Возможны отдельные несущественные лексические и грамматические ошибки, не препятствующие решению коммуникативной задачи. |
10 |
Экзаменационное задание выполнено полностью. Ответ характеризуется связностью, логичностью, достаточным объёмом, развёрнутостью. Речь беглая. Допущены несущественные лексические и грамматические ошибки, не препятствующие решению коммуникативной задачи. Иные единичные ошибки исправлялись по ходу ответа самим экзаменуемым. |
9 |
Экзаменационное задание выполнено. Ответ в целом характеризуется связностью, логичностью, достаточным объёмом. Речь беглая. Высказывания носят преимущественно развёрнутый характер. Допущены некоторые лексические и грамматические ошибки, не повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи. Отдельные ошибки исправлялись по ходу ответа самим экзаменуемым. |
8 |
Экзаменационное задание выполнено. Ответ в целом характеризуется связностью, логичностью, объёмом, близким к достаточному. Речь недостаточно беглая, высказывания не всегда развёрнутые. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям. Допущены лексические и грамматические ошибки, существенно не повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи. |
7 |
Экзаменационное задание в основном выполнено. Ответ характеризуется достаточной связностью и логичностью, но небольшим объёмом высказываний. Речь недостаточно беглая, а высказывания не всегда развёрнутые. В речи встречаются неоправданные паузы, в том числе вызванные затруднениями в подборе языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям. Допущены лексические и грамматические ошибки, в том числе повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи. |
6 |
Экзаменационное задание частично выполнено. Ответ характеризуется недостаточной связностью, логичностью, небольшим объёмом высказывания. В речи встречаются неоправданные паузы, в том числе вызванные затруднениями в подборе языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям. Допущены существенные лексические и грамматические ошибки, повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи. |
5 |
Экзаменационное задание частично выполнено. Ответ характеризуется недостаточной связностью, логичностью. Речь изобилует паузами. Имеет место дефицит необходимых языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям. Допущены существенное количество лексических и грамматических ошибок, повлиявших на качество решения коммуникативной задачи. |
4 |
Экзаменационное задание выполнено фрагментарно. В ответе отсутствует связность и логичность. Объём недостаточный. Речь изобилует паузами. Имеет место дефицит необходимых языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям. Допущены существенное количество лексических и грамматических ошибок, повлиявших на качество решения коммуникативной задачи. |
3 |
Экзаменационное задание выполнено фрагментарно. Речь постоянно прерывается паузами. Экзаменуемый испытывает дефицит языковых средств, компенсаторные умения не сформированы. Допущены грубые лексические и грамматические ошибки, существенно повлиявшие на решение коммуникативной задачи. |
2 |
Экзаменационное задание практически не выполнено. Речь постоянно прерывается длительными паузами. Экзаменуемый испытывает дефицит языковых средств. |
1 |
Каждый этап экзамена оценивается отдельно. Итоговая отметка выводится как среднее арифметическое отметок, полученных на каждом этапе экзамена.
Рекомендации педагога-психолога
УЧАЩИМСЯ
Выпускные экзамены. Как планировать время при подготовке к экзамену?
Умение планировать свое время – одно из самых главных умений в жизни. И чем раньше вы научитесь этому, тем успешнее будет процесс обучения в будущем.
- Для начала купите ежедневники распишите в нем сроки повторения материала. Хорошо было бы при этом учесть, кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить «активные» часы.
- Планирование важно выполнить в трех вариантах: ежемесячное(если еще позволяет время), еженедельное, ежедневное.
- Важно составить план работы, четко определить, что именно будет изучаться каждый день. Не вообще: «Немного позанимаюсь…», а какой именно предмет вы планируете изучить (или повторить) сегодня и какие конкретно разделы.
- И помните: лучше заниматься каждый день по часу, чем один раз в неделю, но целый день. Необходимо чередовать работу и отдых.
- Начинать занятие следует с более трудных вопросов, которые вы знаете хуже всего, оставляя более легкие для вас темы на конец занятия. Но бывает и так, что заниматься не хочется – «нет настроения». В таком случае полезно начать, наоборот, с того, что вы знаете лучше, что более интересно и понятно для вас.
- Учите больше, чем требуется, и дольше, чем вам кажется необходимым. У вас должен быть запас знаний, благодаря которому на экзамене вы быстро вспомните материал.
- В конце каждого дня подготовки следует проверить, как усвоен материал: вновь кратко записать планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день. Если вы сумеете спланировать свое время, то и настроение будет лучше (оттого, что вы не «утонули» в материале и успели повторить все вопросы), и оценки выше.
Как научиться концентрировать внимание?
Часто бывает так, что во время изучения какого-либо предмета появляются посторонние мысли, хочется отвлечься и т.д., особенно когда предмет не из любимых. И в этом случае необходимы дополнительные методы, помогающие сконцентрировать внимание:
- Подготовьте место для учебы. Там не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлечь ваше внимание: уберите вещи, которые вам не понадобятся в процессе подготовки, разложите учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.д. В интерьер комнаты желательно внести желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
- Поза во время занятий должна быть «собранная». Лучше сидеть не в мягком кресле, а на твердом стуле.
- Можно включить тихую фоновую музыку, заглушающую посторонние звуки, которые отвлекают от работы.
В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал весь организм. Для того чтобы глаза отдохнули, можно выполнить ряд упражнений:
- Крепко зажмурьте глаза (3-5 сек.), затем откройте глаза (3-5 с).
- Быстро моргайте в течение 1-2 мин.
- Посмотрите попеременно вверх-вниз (10 с), влево-вправо (10 с).
- Взглядом рисуйте лодочку, качающуюся на волнах.
- «Напишите» взглядом свое полное имя.
- Попеременно фиксируйте взгляд сначала на удаленном предмете (10 с), затем – на листе бумаги перед собой (10 с).
Как организовать процесс активного запоминания?
Чтобы хорошо сдать экзамен, надо много выучить. Поэтому запоминание – ключевой момент в подготовке к экзаменам. Для лучшего усвоения материала важен активный подход к делу.
- Необходимо учитывать особенности предмета, по которому предстоит сдавать экзамен. При подготовке к устному экзамену целесообразно систематизировать и повторить весь изученный материал, а при подготовке к письменному экзамену, например по русскому языку или математике, важно сосредоточиться на отдельных разделах программы.
- Не надо стремиться заучивать все – лучше подчеркивать, выписывать и конспектировать важные места.
- Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, сначала вспомните и обязательно кратко запишите все, что знаете по этой теме, и лишь затем проверяйте себя по учебнику. Особое внимание следует уделять правилам, подзаголовкам параграфа – это поможет выделить главные мысли, которые станут опорными пунктами вашего ответа.
- Повторять материал нужно вслух. Чтобы ответ не получился скомканным и непоследовательным, необходимо составить план ответа, и обязательно на бумаге, а не в уме.
- Ответы на самые трудные вопросы желательно рассказать внимательному слушателю или записать на диктофон, а затем прослушать себя. На устном экзамене легко вспомнится материал, рассказанный вами вслух перед зеркалом.
- Очень полезный метод, которым пользуются многие при изучении иностранного языка, – запись слов на карточки. Его можно использовать и для других предметов, записывая, например, правила русского языка, рисуя схемы, отражающие процесс или ход событий, физические законы и т.д.
- Не повторяйте билеты по порядку. Лучше напишите номера на листочках и тяните билет, как на экзамене.
- Проверено также, что степень усвоения материала повышают групповые занятия.
Не забывайте делать перерывы!
Позанимавшись час-полтора, отдохните в течение 10 минут. Если вы устали и вас клонит в сон, то лучше лечь и немного поспать. Эффективный отдых повысит вашу работоспособность.
Как психологически подготовиться к экзаменам?
Успешность на экзамене зависит не только от содержательной, но и от психологической готовности к нему. Многие обычно уделяют много внимания тому, чтобы овладеть материалом по предмету (понять его и запомнить), однако, кроме этого, необходимо научиться преодолевать волнение, справляться с тревогой. Почти все в той или иной степени волнуются перед экзаменом. Если немного, то это даже хорошо – происходит мобилизация организма, он «готов к работе». Но если волнение сильное, это плохо. В этом случае можно использовать несколько приемов, которые помогут вам справиться с волнением.
Во-первых, вы можете мысленно прокрутить весь экзамен: «Вот вы, успокоившись, входите в кабинет, подходите к столу и берете билет. Вы знаете материал и отвечаете на все вопросы». «Прожив» это мысленно, во время настоящего экзамена вы будете чувствовать себя спокойнее и увереннее.
Во-вторых, несколько простых упражнений, которые вы освоите в период подготовки к экзаменам, можно использовать на экзамене перед началом письменной работы или после того, как вы возьмете билет на устном экзамене. Эти упражнения помогут вам снять внутреннее психоэмоциональное напряжение, расслабиться и даже улучшить настроение с помощью дыхания и самовнушения.
Упражнение 1.
Сядьте удобно, выпрямите спину. Сосредоточьте свое внимание на словах «Я спокоен». Повторите их медленно, несколько раз. Не пытайтесь отгонять мысли, т.к. это вызывает дополнительное напряжение. Затем мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжелая». Снова повторите: «Я спокоен». После этого 5-6 раз произнесите слова: «Левая рука тяжелая». Затем повторите: «Я спокоен». В завершении сожмите кулаки, сделайте глубокий вдох. Сделайте выдох и расслабьте кисти рук. Затем повторите все сначала, но «тяжелеют» при этом ноги.
Упражнение 2.
Встаньте прямо, сделайте глубокий вдох, разводя руки в стороны, поднимая ладони до уровня груди. Вздохнув, задержите дыхание, представив, что все волнения и переживания накапливаются в воздухе. Затем сделайте резкий выдох (при этом издав звук «х»), наклоняя туловище вперед, бросая руки как плети к носкам. Справиться с тревожным состоянием поможет чередование напряжения и расслабления тела.
Упражнение 3.
Сядьте удобно, руки свободно положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали весь сок».
Расслабьтесь. Теперь представьте себе, что лимон находится в правой руке. Повторите это упражнение. Вновь расслабьтесь. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь.
Научитесь не думать о провале на экзамене. Наоборот, мысленно рисуйте себе картину уверенного ответа. Последние 10-12 часов перед экзаменом важно использовать на восстановление организма.
Вечером перед экзаменом погуляйте, сходите в бассейн – займитесь тем, что отвлечет вас от событий предстоящего дня. Ночью следует хорошо выспаться.
Перед экзаменом не рекомендуется слишком много есть. После плотного завтрака вам захочется поспать, а не идти на экзамен. Однако и голодными идти на экзамен тоже не следует. Важно также избегать употребления стимуляторов (кофе, крепкого чая и т.д.) – нервная система и так в напряжении.
Помните, что вера в успех – это половина успеха!
Итак, вы готовы! Вы собраны! Вы уверены в своих знаниях!
Выпускные экзамены. Ваши действия на экзамене
Важно успокоиться непосредственно перед входом в кабинет. Для этого прекратите волнительные разговоры с товарищами. Вспомните и воспроизведите мысленно что-то приятное, не относящееся к экзамену, – например, как вы летом ездили отдыхать на юг и купались в теплом море.
- Взяв билет, прочитайте вопросы. Начните подготовку к ответу с легких для вас вопросов, а потом переходите к более сложным заданиям.
- В своем ответе важно показать знание сути вопроса и умение строить причинно-следственные связи. Поэтому сначала тезисно напишите примерный план ответа. После этого вы успокоитесь, мысли станут более ясными. Теперь вы можете дополнить свой ответ иллюстративным материалом (примерами, аргументацией и т.д.).
- Планируйте время так, чтобы его хватило на все вопросы. Не тратьте слишком много времени на один вопрос (который вам кажется очень сложным). Оставьте время на проверку ответа.
- У вас осталось время? Не спешите идти отвечать или сдавать работу. Отложите ее в сторону. Закройте глаза и сосредоточьтесь. Вы ничего не хотите добавить к своему ответу? Помните, что самые «умные» мысли приходят в голову после того, как ответ уже написан. Если вам больше нечего добавить, то используйте оставшееся время на проверку (на письменном экзамене) или послушайте, о чем спрашивает учитель отвечающего (на устном экзамене), т.к. вопросы иногда повторяются.
- Непредвиденные ситуации:
- Вы что-то забыли на экзамене. Чтобы вспомнить это, используйте следующий прием: запишите первое, что придет на ум по этой теме. Эти слова помогут вам вспомнить другие слова, и в конце концов вы сможете вспомнить то, что хотите.
- Вы на полуслове забыли, о чем надо говорить. Не паникуйте, такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, это поможет вам восстановить логику ответа. Если не получилось, посмотрите на листок и переходите к следующему пункту плана своего ответа. В конце ответа всегда есть возможность вернуться к тому, что вы пропустили, начав фразу словами: «Я хотел бы добавить…» — или что-то в этом роде.
- Вы увидели, что вас не слушают. Не обижайтесь, продолжайте ответ, не обращая на это внимания.
- Вам задали дополнительный вопрос. Не пугайтесь, это вовсе не означает, что вы плохо отвечали или вас хотят «завалить». Не спешите с ответом. Если нужно, попросите время на обдумывание. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме.
- Вы допустили ошибку. Не надо бояться, они бывают у всех. Если вы знаете, как ее исправить, сделайте это. Если вы сомневаетесь, ошибка ли это, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло.
Рассматривайте экзамен как ситуацию совместной работы, общения с экзаменатором.
Держитесь уверенно, помните о хорошей осанке, улыбайтесь и будьте настроены доброжелательно по отношению к экзаменатору. Поддерживайте зрительный контакт с ним.
При ответе на экзамене учитывайте, что слишком оживленная мимика, излишняя жестикуляция и громкий голос мешают слушающему сосредоточиться, однако и вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может разочаровать экзаменатора. Соблюдайте меру во всем.
ПЕДАГОГАМ
- сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;
- создайте ситуацию эмоционального комфорта;
- ни в коем случае не нагнетайте обстановку, постоянно напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов;
- создайте ситуацию успеха, применяйте поощрение. В этом огромную роль играет поддерживающее высказывание «Я уверен (а), что ты справишься»;
- обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться. Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?»– лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверен(а), что ты все правильно сделаешь, и у тебя все получится»;
- очень важно, чтобы неуверенный в себе ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Если ребенок не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнить следующее задание?»– и предложить альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?»;
- ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько», Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания;
- помогайте подростку поверить в себя и свои способности;
- помогайте подростку избежать ошибок;
- поддерживайте выпускника при неудачах;
- подробно расскажите выпускникам, как будет происходить экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена;
- приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;
- учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников.
- Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.
РОДИТЕЛЯМ
В период подготовки к вступительным испытаниям и сдачи экзаменов дети испытывают большое физическое и психологическое напряжение. В это время им как никогда нужна поддержка и помощь родителей.
Важно правильно организовать питание ребенка. Во время интенсивного умственного напряжения оно должно быть сбалансированным, разнообразным, с достаточным количеством фруктов и овощей. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага, стимулируют работу мозга. Также полезен шоколад.
Уделяйте ребенку больше внимания. Будьте мягче с ним и не столь категоричны в суждениях. Когда ребенок рассказывает вам о своих тревогах и волнениях, не комментируйте их, а поддерживайте его словами: «В нужный момент ты все вспомнишь. Я верю в тебя». Полезно рассказать историю об успешной сдаче экзамена из своей жизни.
Не следует усиливать переживания ребенка своим собственным тревожным состоянием. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент, как правило, справляются со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может «взорваться». Если вдруг оказалось, что отсутствует какой-то необходимый материал для подготовки к экзамену, не упрекайте ребенка в безответственности. Скорее всего, это случайность, лучше найдите недостающий источник, пока ребенок работает с другим материалом. И ваш сын или дочь будут благодарны вам.
Старайтесь не показывать ребенку свою тревогу по поводу экзаменационных баллов и отметок. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным критерием его возможностей. Как правило, ребенок сдает не один, а несколько экзаменов: порадуйтесь с ним успешному результату, не критикуйте ребенка после экзамена, поддержите, если экзамен сдан не так, как хотелось бы, – это не трагедия.
Помогите ребенку правильно организовать процесс подготовки к экзаменам. Наблюдайте за самочувствием ребенка, т.к., кроме вас, никто не сможет вовремя заметить ухудшение состояния его здоровья, вызванное переутомлением. Постарайтесь создать доброжелательную атмосферу в семье.