Последнее обновление сайта проведено 12. 11. 2019 года

УРОК ЗДОРОВЬЯ

0

«Жизнь требует движения»

Аристотель

«Хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай» — эти мудрые слова, высеченные на скале в древней Элладе, свидетельствуют о том, что люди давно знают о пользе движений. Поэтому у них были популярны Олимпийские игры. Считалось, что победитель на Олимпийских играх становился особенно угодным богу — отсюда почет, уважение и благополучие в жизни.

Но сейчас каждому необходимо не только знать, но и хорошо понимать, каким образом движение воздействует на организм. Очень важно выработать у себя сознательную и ежедневную потребность в физических упражнениях, как потребность в работе, еде, сне.

Что же могут дать физические упражнения для развития воли, силы, выносливости, красоты движений, а в целом — для укрепления здоровья? Перед тем как ответить на этот вопрос, надо уточнить — а что такое здоровый человек? Конечно, это, прежде всего человек, не имеющий серьезных заболеваний, наделенный хорошей умственной и физической работоспособностью, закаленный, не боящийся простуды, со стройным сильным телом.

Достичь всего этого помогут регулярные физические упражнении. А сниженная двигательная активность (гипокинезия) и ограничение мышечных усилий (гиподинамия) могут вызвать ряд сердечно­сосудистых заболеваний, увеличение веса. Вот пример. Для изучения влияния гипокинезии на человека группа исследуемых находилась на постельном режиме полтора месяца. В итоге у всех снизились мышечная масса, объем крови, сила сердечных сокращений, кальций в костном скелете, ухудшилась координация движений.

Как же физические упражнения улучшают здоровье? К настоящему времени наукой доказано, что регулярные физические нагрузки усиливают работу сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, повышают обмен веществ. Физкультура укрепляет костно-мышечную систему, опорно-двигательный аппарат, а это способствует формированию правильной и красивой осанки.

А что такое здоровье? Здоровье — это:

  • полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
  • способность к сохранению жизненных сил;
  • способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды;
  • способность изучать и развивать свои собственные возможности;
  • способность противостоять болезням и повреждениям;
  • способность увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности;
  • способность производить и сохранять себе подобных, а также культурные, духовные и материальные ценности;
  • быть конкурентоспособным в постоянно меняющихся экономических условиях;
  • способность принимать и решать сложные профессиональные задачи.

Конечно же, физические упражнения помогают и в учебе. Во-первых, регулярные занятия физкультурой укрепляют здоровье и повышают закаленность организма — учащиеся меньше болеют, реже пропускают уроки и не отстают в учебе. Во-вторых, под влиянием физкультуры улучшается физическое развитие, увеличивается объем грудной клетки и становится более глубоким вдох и выдох, возрастает содержание гемоглобина в крови. Все это способствует лучшему питанию кислородом нервной системы и особенно головного мозга. Поэтому повышается не только физическая, но и умственная работоспособность.

Также при помощи физкультуры человек воспитывает в себе волю, стойкость, целеустремленность, упорство в достижении успехов. Ведь, каждый раз повторяя и усложняя физическое упражнение, преодолевая утомление, заставляя себя после неудачи добиваться лучшего результата, человек стремится к победе. А те, кто добился успехов в спорте, как правило, успехов добиваются и в учебе, и в труде, и в личной жизни. Прекрасным примером могут служить победы наших спортсменов на последних Параолимпийских играх в Лондоне. Невзирая на свои физические недостатки, спортсмены, преодолевая всевозможные трудности, завоевали 10 медалей для нашей страны.

А кому из вас не хочется иметь красивую фигуру, широкие плечи, хорошо развитую мускулатуру? У людей, имеющих все это, отлично работают внутренние органы, и прежде всего сердце, кровеносные сосуды и легкие. Поэтому у них хорошее самочувствие, бодрое, жизнерадостное настроение. Вспомним такой вид спорта, как бодибилдинг и одного из чемпионов Арнольда Шварценегера. Любой из вас хотел бы с такой же легкостью поиграть мышцами, как этот спортсмен. Таким образом, физические упражнения улучшают внешний вид человека.

Обновление всех сторон социальной жизни выдвигает повышенные требования к личности выпускников образовательных учреждений. Общество заинтересовано в конкурентоспособных специалистах — умеющих принимать и решать сложные профессиональные задачи в постоянно меняющихся экономических условиях. Мировой опыт свидетельствует о том, что по мере развития рыночной экономики конкуренция за рабочее место возрастает.

Соперничество, борьба за рабочее место требуют от работника не только профессиональных знаний и умений, но также здоровья и соответствующих личностных качеств (профессиональных, волевых, нравственных и т.д.).

Конкурентоспособность нынешнего учащегося на рынке труда будет связана с тем, сумеет ли он выдержать многоаспектность конкурентной борьбы. Ведь если он не здоров, придется часто брать больничный лист, и возникнет много проблем на работе. Отсюда неуспешность на работе, частые нарекания со стороны руководства и возможное увольнение. В то же время, здоровый человек полон творческих сил и прекрасно справляется со своими обязанностями. Отсюда и рост в карьере, и благополучие в семье.

Физическая культура является средством не только физического совершенствования и оздоровления, но и воспитания социальной, трудовой и творческой активности молодежи, что, в свою очередь, влияет на развитие социальной структуры общества. Так, от физической подготовленности, состояния здоровья и уровня работоспособности, будущих специалистов зависит выполнение ими социально-профессиональных функций. Человек, успешный на работе, имеет высокий статус и в обществе.

Занятия физическими упражнениями имеют огромное значение — воспитывают мужество, способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Все помнят «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, которая основана на реальных событиях? А ведь только мужество и хорошая физическая подготовка помогли летчику с переломанными ногами выбраться из леса. Только сила воли, упорство, самодисциплина, настойчивость в достижении поставленной цели дали Маресьеву добиться своего — он опять сел за штурвал самолета, несмотря на то, что остался без ног.

Необходимо помнить, что систематические занятия физической культурой и спортом сохраняют молодость, здоровье, долголетие, которому сопутствует творческий подъем сил.

Большинство людой не осознают, что здоровый человек — не тот, который не болеет, а тот, у которого тело и дух находятся в гармонии между собой и с окружающим миром.

Здоров тот, кто умеет замечать эту гармонию, ценить её, хранить и, если нужно, восстанавливать. Ведь здоровье — это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой.

«Дорогу осилит идущий», гласит народная мудрость. Собираясь в Страну Здоровья, вы должны достаточно основательно убедить себя, что лучше быть активным, здоровым и счастливым, чем пассивным, больным и несчастным; лучше идти по жизни со светлой улыбкой, чем с гримасой боли. Ваше путешествие в Страну Здоровья должно продолжаться по возможности дольше… Практически всю жизнь. Навыки здоровой жизни должны для вас стать столь же необходимыми, как воздух, вода, пища.

ВИКТОРИНА ДЛЯ УРОКА ЗДОРОВЬЯ

1. Что такое пульс?

(Пульс — это частота сердечных сокращений. Он характеризует состояние сердца и организма в целом.)

2. Каков пульс здорового учащегося в состоянии покоя?

(Пульс здорового учащегося в 15-17 лет— 70-72 уд/мин.)

3. Каких величин достигает пульс при физических нагрузках?

(Частота пульса может достигать 220уд/мин.)

4. Какой процент от общего веса составляют мышцы?

(У детей мышцы составляют 27-30%, у взрослых — 40-45%.)

5. Какое значение имеет гибкость позвоночника?

(Гибкий позвоночник выполняет роль амортизатора, уменьшает сотрясение внутренних органов.)

6. Почему плохая осанка затрудняет работу сердца, легких, кишечника и вызывает утомление?

(Плохая осанка изменяет положение внутренних органов в грудной клетке. Кровообращение и дыхание становится затрудненным. Это ведет к накоплению отработанных веществ, недостатку кислорода, что и вызывает чувство усталости.)

7. Почему при энергичной мышечной работе дыхание учащается и становится глубже?

(При мышечной работе в организме накапливается углекислота. Ее накопление стимулирует обменные процессы.)

8. Что вы понимаете под активным отдыхом?

(Активный отдых — это подвижные игры, занятия физкультурой, туристические походы.)

9. Почему нужно больше двигаться, когда холодно?

(Потому что при работе мышц вырабатывается тепло, которое согревает человека.)

10. Сколько мышц у человека?

человека около 600 мышц.)

11. Какие мышцы у человека самые сильные?

(Самые сильные мышцы у человека — жевательные.)

12. Почему врачи рекомендуют дышать через нос?

(Дыхание через нос очищает, увлажняет, согревает воздух, рефлекторно углубляет дыхание.)