Последнее обновление сайта проведено 23. 07. 2019 года

Пункт коррекционно-педагогической помощи



Порядок прохождения психолого-медико-педагогической комиссии в 2018/2019 учебном году

Согласно Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи от 25.07.2011 года зачисление обучающихся в ПКПП государственного учреждения образования «Средняя школа №28 г. Могилёва» осуществляется:

Консультативно-диагностическая работа специалистов Могилёвского городского ЦКРОиР по зачислению детей на занятия в пункт коррекционно-педагогической помощи осуществляется по графику (единый день для учреждения образования)
АДРЕС: 212033, б-р ДНЕПРОВСКИЙ, 16. тел. 74-24-96
(необходима предварительная консультация у учителя-дефектолога школы (кабинет № 41))


Система работы по оказанию помощи направлена на исправление (или компенсацию) индивидуальных нарушений развития, активизацию познавательной деятельности, нормализацию учебной деятельности учащихся с ОПФР.

У детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но оно может входить и в состав других, более сложных речевых расстройств, и тогда, зачастую, оно бывает самым заметным их проявлением. Но даже самое простое нарушение звукопроизношение, которое не исправилось до 5 лет, нельзя считать безобидным дефектом, поскольку, оно может повлечь за собой серьёзные негативные последствия для развития ребёнка в целом.

Нарушение звукопроизношения затрудняет у школьников обучение русскому языку. При этом ребёнок с трудом обучается писать и читать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд совершенно ничем необъяснимых и немотивированных ошибок.

Уже в первом классе на этом фоне у ребёнка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим учебным предметам, а иногда и к нервным расстройствам.

Нарушение чтения и письма также приводят к неуспеваемости ребёнка по математике. Это связано с тем, что математические уравнения и формулы фактически имеют вид предложения (они являются предложениями и по своему смыслу). А математические символы – это, в сущности, разновидности букв. Когда у ребёнка нарушено произношение большого числа звуков, он выглядит инфантильным, кажется младше своих лет. С таким ребёнком взрослые часто излишне сюсюкаются. Видимо, он и сам ощущает себя маленьким, а потому держит себя ребячливо и часто стремится к общению с детьми по возрасту моложе себя. К школе такой ребёнок внутренне не готов. В результате ему будет психологически трудно учиться.

Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребёнка есть отклонения в развитии некоторых психических функций (например, внимания, слухового восприятия и памяти, самоконтроля), а также о том, что он испытывает определённые психологические трудности. Коррекция произношения приводит не только к устранению речевых нарушений, но и выправляет у ребёнка перечисленные недостатки развития.

Нужно также отметить, что недостатки произношения звуков провоцируют возникновение такого тяжёлого, сложно поддающегося коррекции речевого дефекта, как заикание.

Ненормативное звукопроизношение создаёт определённые трудности у подростков и взрослых. Поскольку основная функция речи – это общение, любое расстройство речи обязательно сказывается на общении человека с другими людьми, особенно тогда, когда в результате нарушенного произношения, речь звучит неряшливо, некрасиво или невнятно. Но и тогда, когда речевой дефект не производит неприятного впечатления, он всё равно приводит к негативным последствиям. Он непроизвольно притягивает к себе внимание окружающих и как бы «зашумляет» речь человека. Неправильная речь может утомлять собеседника, а иногда вызывать у него осознанную или неосознанную, направленную на партнёра по общению, отрицательную реакцию. Кроме того, правильная речь всегда звучит убедительнее, чем нарушенная, а нормативное произношение интеллигентно и нейтрально, что очень важно, например, в деловом общении. И, наконец, для некоторых профессий правильная речь обязательна.


Коррекционно-образовательная среда
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 28 г. Могилёва»


Короткина Инна Ивановна, учитель-дефектолог
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 28 г. Могилёва»
образование высшее, педагогический стаж 30 лет, 
квалификационная категория I
Короткина Инна Ивановна,
учитель-дефектолог
государственного
учреждения образования
«Средняя школа № 28 г. Могилёва»
образование высшее,
педагогический стаж 30 лет,
квалификационная категория I

График работы учителя-дефектолога
пункта коррекционно-педагогической помощи
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 28 г. Могилёва»
на 2018/2019 учебный год


Зона коррекции звукопроизношения


Зона коррекции звукопроизношения
Зона коррекции звукопроизношения


Экологическая зона пункта коррекционно-педагогической помощи


Экологическая зона пункта коррекционно-педагогической помощи
Экологическая зона пункта коррекционно-педагогической помощи


Зона развития мелкой моторики пункта коррекционно-педагогической помощи


Зона развития мелкой моторики пункта коррекционно-педагогической помощи
Зона развития мелкой моторики пункта коррекционно-педагогической помощи
Зона развития мелкой моторики пункта коррекционно-педагогической помощи
Зона развития мелкой моторики пункта коррекционно-педагогической помощи
Зона развития мелкой моторики пункта коррекционно-педагогической помощи
Зона развития мелкой моторики пункта коррекционно-педагогической помощи
Зона развития мелкой моторики пункта коррекционно-педагогической помощи
Зона развития мелкой моторики пункта коррекционно-педагогической помощи


Зона для групповых и подгрупповых занятий пункта коррекционно-педагогической помощи


Зона для групповых и подгрупповых занятий пункта коррекционно-педагогической помощи
Зона для групповых и подгрупповых занятий пункта коррекционно-педагогической помощи
Зона для групповых и подгрупповых занятий пункта коррекционно-педагогической помощи


Зона рабочего места учителя-дефектолога пункта коррекционно-педагогической помощи


Зона рабочего места учителя-дефектолога пункта коррекционно-педагогической помощи
Зона рабочего места учителя-дефектолога пункта коррекционно-педагогической помощи


Коррекционно-развивающие занятия в пункте коррекционно-педагогической помощи


Коррекционно-развивающие занятия в пункте коррекционно-педагогической помощи
Коррекционно-развивающие занятия в пункте коррекционно-педагогической помощи
Коррекционно-развивающие занятия в пункте коррекционно-педагогической помощи
Коррекционно-развивающие занятия в пункте коррекционно-педагогической помощи



Рекомендации дефектолога


Признаки благополучного развития речи у ребенка

Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка.

Ребенок развивается с задержкой.

Ребенок перенес тяжелые заболевания.

У ребенка есть неврологические заболевания.

Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.

Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).

Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.

Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке.

На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь!


Развитие речи у детей — почему ребенок не говорит?

Ни для кого не секрет, что развитие речи у детей — один из главных признаков формирования личности. Развитие речевых навыков происходит в несколько этапов, зависит от возраста и индивидуальных особенностей каждого малыша.

Первые слоги ребенок осваивает в ранний период — примерно в 8–12 месяцев от рождения.

Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) происходит наиболее продуктивно — говорят предложениями, могут выразить свои мысли четко и понятно для окружающих. Четырехлетний малыш уже может поделиться впечатлениями от происходящих с ним событий, пересказать сказку, прокомментировать бытовые ситуации.

Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) происходит наиболее продуктивно — говорят предложениями, могут выразить свои мысли четко и понятно для окружающих

Для многих родителей недостаточное развитие речи детей 2 лет становится причиной для беспокойства. Они ищут выход из ситуации в литературе, у специалистов, обращаются к психологам и логопедам. При этом забывают, что у разных детей стартовые возможности отличаются.

Другие же родители, напротив, уверены в том, что их чадо обязательно заговорит, просто еще не время. Действительно, многие малыши начинают овладевать речью немного позже, однако, если развитие речи детей 3 лет все еще оставляет желать лучшего, это может служить признаком имеющихся отклонений в развитии.

Достаточно вспомнить другие успехи малыша и сравнить их с достижениями сверстников, чтобы понять, что освоение навыков не может происходить одновременно у всех детей одного возраста. Пока один малыш опасливо передвигается по стенке, другой уже может уверенно ходить и бегать без посторонней помощи.

Аналогичное объяснение, порой, имеют и «проблемы» с речью. Родители могут облегчить ребенку задачу, занимаясь с ним и следуя рекомендациям специалистов.

Стоит отметить, что границы нормы относительно возраста, когда ребенок должен начать разговаривать, все же имеются.

Так, по достижении трех лет ребенок уже должен уметь изъясняться. Пусть его произношение еще далеко от совершенства, однако родственники уже могут понять, чего он хочет и о чем говорит.

Если же до трех лет малыш так и не научился разговаривать, то в дальнейшем ему будет еще труднее, ведь влияние речи распространяется и на другие способности.


Почему отсутствует речь в раннем возрасте?

Существуют несколько наиболее распространенных причин:

1. Наследственность. Если оба родителя (или хотя бы один из них) начали разговаривать относительно поздно, то не стоит удивляться, что ребенок — «молчун». Во всем виноваты гены! Однако, такое объяснение отсутствия речи применимо лишь к детям, возраст которых не достиг трех лет.

2. Проблемы с органами слуха. Если ребенок плохо слышит, то и не может распознавать речь окружающих в полной мере. Соответственно, процесс овладения речью может существенно затянуться, а также развиться патология речи. Причинами дефектов слуха могут быть врожденные или приобретенные заболевания, особенности строения ушного канала.

3. Последствия тяжелых заболеваний. Результатом серьезных болезней или недоношенности плода в период беременности может стать общее состояние ослабленности детского организма. В случае, если было нарушено развитие нервной системы, то следствием этого может стать и задержка в освоении речевых навыков.

4. Гипоксия плода в период беременности. Внутриутробное кислородное голодание или родовая травма тоже могут служить причинами задержки развития речи.

5. Общая отсталость в развитии. Если ребенок по многим признакам показывает худшие результаты, чем сверстники, не стоит удивляться, что и заговорит он позже других. При этом давно замечено, что в большинстве случаев девочки начинают разговаривать раньше мальчиков, осваивая это умение постепенно. Мальчики же, очень часто, долго сохраняют молчание, а затем неожиданно начинают «выдавать» целые предложения.


Патология речи — как определить?

Первое, что следует сделать заботливым родителям, чей ребенок долго не может освоить речь раннего возраста — установить причину этого явления.

Помогут в этом квалифицированные специалисты — педиатр, ЛОР, логопед, невролог.

Для определения уровня развития речи логопед обычно проводит простые тесты. По итогам исследования, специалист сможет выявить несоответствия развития речи возрасту малыша, если таковые имеются.

Для установки точного диагноза, возможно, потребуется и консультация невролога. Этот врач сделает соответствующие выводы о здоровье нервной системы крохи, опросив мать о протекании беременности, особенностях родового процесса, поведении младенца.

ЛОР поможет выявить проблемы со слухом, артикуляционным аппаратом. Возможно, причина проблемы — короткая подъязычная уздечка. Для определения причин ЛОР проведет исследования ротовой полости, слуховых органов, а также сделает аудиограмму.

Когда же следует провести данные исследования?

Как известно, чем раньше будет выявлена проблема, тем легче с ней будет справиться, поэтому рекомендуется получить консультацию вышеперечисленных специалистов уже в годовалом возрасте малыша.

Также следует повторить визиты к докторам в два и три года.


Методы развития речи

Многих родителей волнует вопрос о том, как развить речь.

Чтобы ускорить процесс развития речи, стоит как можно раньше начать несложные занятия с малышом, направленные на общее интеллектуальное развитие и освоение речевых навыков в том числе.

Основные методы развития речи доступны каждому родителю.

Следует разговаривать с ребенком, просить его повторять несложные звуки, слоги, слова уже на первом году жизни.

Нужно произносить слова четко, спокойным тоном.

Когда ребенок уже понимает значение элементарных реплик взрослого, нужно задавать ему простые вопросы, на которые он сможет ответить «да» или «нет».

Постепенно перейти на более сложные вопросы, ответ на которые должен быть уже более развернутым, и содержать несколько слов.

Также можно научить ребенка давать характеристики предметам по цвету, размеру, форме.

С самого раннего возраста малышу нужно читать короткие, но запоминающиеся стишки.

Родителям важно понять, что не стоит заставлять ребенка выполнять упражнения против его воли, или когда он не в духе.

Доброжелательность и терпимость со стороны родителей — первый шаг на пути к успеху и взаимопониманию с крохой.


Как формируется речь

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка.

Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.

Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка.

К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления.

Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

Этот период наиболее подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи.

Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием.

Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые».

Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».

Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо канючить: «Мячик!». Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.

Подождите волноваться! Может быть, ваш ребенок всего лишь исключение из правила, подтверждающее это правило!


Почему у ребенка речь формируется с задержкой?

Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить.

У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди.

Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи.

При этом большую роль играет языко-речемыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений.

В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования.

Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.

Если в силу каких-либо причин имитационная или языко-речемыслительная деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи той или степени тяжести.

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формировании речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;

б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера.

Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса — определения этих понятий смотрите ниже) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий.

Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

Если у ребенка отмечаются проблемы с развитием речи (см. признаки неблагополучия), а родители постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях.

Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», и больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают — ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются.

Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка у тебя в руках?» и пр. Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности.

Такая «самостоятельность» ребенка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма.

Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова «скажи» и «повтори» хотя бы на первое время!

Если ребенок, имеющий сохранный физический слух, к З годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер.

К сожалению, в соответствии со сложившейся у нас традицией, родители и педагоги не используют возможности организации ранней помощи детям с речевыми проблемами и ждут, пока ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются. Упущенное можно наверстать позже, но сделать это несколько сложнее.

Как правило, отсутствие речи или ее недоразвитие сказываются в школьном возрасте, когда недостатки речевого развития не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи.

Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи.

Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.

Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей.

Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период: в возрасте от 2,5 до 5 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции.

Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.

Еще более эффективно возможно управлять процессом овладения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны появиться первые лепетные слова.

В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования зачатков речи и избежать вторичных наслоений.

Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.



Консультация дефектолога


Психомоторное развитие ребенка от 1 года до 3 лет

От 1-2 лет

Ребенок стоит без опоры несколько секунд. Может сделать напряженно несколько шагов, вытянув руки вперед.

Большие успехи отмечаются в координации дви­жений. Пробует ходить приставным шагом, поднимается по ступенькам, дер­жась за перила и за руку взрослого.

Развивается мелкая моторика рук: ребенок опускает предмет в маленькое отверстие. Ребенок встает с пола самостоятельно, самостоятельно ходит, причем руки у него свободны и расслаблены. Ходит долго, меняет положение — может приседать, наклоняться.

Появляют­ся первые попытки рисовать, водя карандашом «как попало» (каракули).

Становится доступной элементарная конструктивная деятель­ность. Укрепляется память, появляется потребность целенаправленной деятельности.

Важно, что в это время он пытается контролировать свои действия, исправлять свои ошибки.

В этом возрасте появляются первые ростки чувства юмора.

Играя, различает два разных по величине предмета. Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиды).

Расширяется запас понимаемых слов, произносит отдельные слова, самостоятельно ест ложкой густую пищу.

Так же ребенок может также надевать некоторыевещи, с помощью взрослого.

Рекомендации.

Играйте с пирамидкой.Учите с ним величину предметов ( большой маленький) Играйте с кубиками( стройте башни, и т.д.) Играйте в прятки (заворачивайте предметы, прячьте предметы в кулаках, убирайте за спину).

Учите обобщать предметы по одному признаку (красные палочки отдельно от желтых).

Читайте с ребенком книги рассматривайте картинки, задавайте ему простые вопросы по картинкам или по прочитанному рассказу.

С 2—3 лет.

Этот возраст можно назвать возрастом первых «трюков». Ребенок встает со стульчика без опоры, ходит задом наперед, перешагивает через препятствия. Сам спускается по лестнице приставным шагом. Пытается поймать мяч, который катится к нему. Идя чередующимися шажками, может преодолеть двадцатисантиметровое препятствие. Ребенок стоит на одной ноге 2—3 секунды. Встает на цыпочки. Поднимается по лестнице сам приставным шагом. Подталкивает ногой мячик по ходу. Ударяет по мячу но­гой с размаху. Пытается подпрыгнуть, но не отрывает ноги от по­ла. Крутит педали трехколесного велосипеда.

Кушает самостоятельно, аккуратно, ложку держит правильно.

Задает знаменитый вопрос — «почему» «где?», «когда?»,? Эти вопросы очень важны для ребенка так как это база для формирования логического мышления. Подбирает по образцу предметы (ориентируясь по цвету, форме).

Речь становится более сложной и правильной, употребляет предложения из 3-х слов. Появляются сложные вопросы, которые он задает: («где это произошло?») («когда это произошло?»).

Пользоваться карандашом, пластилином, правильно держит ложку и аккуратно кушает, хорошо ходит и бегает, ловкий, подвижный, бросает мяч одной рукой.

Знает все части тела и уметь показывать их на куклах, себе и взрослых людях. Уже может определить, что у него болит, и сообщить об этом родителям.

Ребенок должен хорошо ориентироваться в базовых цветах и уметь сказать, какой предмет – какого цвета (белый, синий, красный, желтый, зеленый и черный цвета).

Логика развивается – и ребенок может воспроизводить несколько действий, связанных логически обоснованной последовательностью. Например, он знает, что куклу нужно сначала покормить, а потом – уложить спать. Ребенок может повторять действия взрослых с бытовыми предметами, пробует помогать родителям в простейших работах.

Рекомендации.

Наберитесь терпения и старайтесь давать ребенку возможность самому одеваться.

Играйте с ребенком в элементарные ролевые игры (в доктора, в гости и т.д.).

Внимательно относитесь к его познавательным интересам.

Обеспечьте ему общение со сверстниками и взрослыми.


Психомоторное развитие ребенка до года

Психомоторное развитие – это цельная совокупность умений, движений и психических реакций. Оно состоит из двух одинаково важных частей: психической и моторной. Психическая часть включает в себя речевые, адаптационные умения; моторная часть подразумевает под собой развитие моторно-ручной ктивности.

На сегодняшний день организация ВОЗ на основе сравнения психомоторных календарей нескольких десятков здоровых детей, вывели так называемый общий календарь.В нём перечислены характеристики и требования к развитию ребёнка, его слуха, зрения, эмоциональных реакций, сенсорики, моторики и т.д. Благодаря календарю ПМР можно следить за развитием ребёнка с обеих сторон, как психической, так и моторной. В случае каких-либо отклонений – обратиться к врачу и решать проблему до того, как она станет ребром.

Первый месяц.

Мышечный тонус несколько повышен. Ручки приведены к туловищу, пальцы сжаты в кулачок. Ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах и немного разведены. В это время отмечается особая подвижность в области рта (при касании губ младенца у него появляется инстинкт сосания). В положении лежа на спине и животе малыш поворачивает голову в сторону, чаще к источнику света. В положении лежа на животе, поднимает головку на 1-2 секунды. Жмурится при ярком свете. На громкий звук реагирует общей двигательной активностью. Фиксирует взгляд на предмете, в течение 5-7 секунд прослеживает, но с опозданием. К концу месяца ребенок задерживает свой взгляд на лице взрослого и появляется первая улыбка . Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку.

Два месяца.

Нарастает объем активных движений. Малыш периодически разжимает кулачки и отводит руки в стороны, поднимает их вверх. В положении лежа на животе, удерживает головку более длительное время. Начинает удерживать голову в вертикальном положении на руках у взрослых, но она еще «болтается». При купании производит плавательные движения. Это самый подходящий период, для обучения плаванию в большой ванне Хорошо фиксирует взгляд и следит за движущимся предметами в любом положении. Улыбается, гулит. Начинает воспроизводить отдельные гласные звуки. Поворачивает головку и улыбается на голоса

Берите чаще младенца на руки. Старайтесь, что бы ребенок на протяжении дня находился в разных позах (вертикально, на животе и на спине) эти положения развивают ориентировочный рефлекс. Общайтесь с ребенком лицом к лицу.
Три месяца.

Увеличивается объем движений в конечностях, особенно в плечевых суставах. Малыш поднимает руки вверх, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот. Хорошо держит голову в вертикальном положении. В положении на животе приподнимает туловище, опираясь на предплечья. Поворачивается со спины на бок. При попытке поднять его за ручки из положения на спине сгибает голову. Выражен комплекс «оживления» при общении с близкими людьми. Улавливает заинтересовавшие его неподвижные предметы и пристально на них смотрит, пытается рассмотреть игрушку в своей руке. Улыбается, иногда смеется. Гулит, дольше тянет гласные звуки.

Выкладывайте ребенка на животик, положив перед ним яркий предмет. Откликайтесь, на его гуление, разговаривайте с ним. Пойте песенки, включайте музыку.
Четыре месяца.

Движения в ручках и ножках более дифференцированы, ребенок тянется к игрушке и хватает ее. Активно и часто поворачивается со спины на бок. В положении лежа на животе, опирается на предплечья под прямым углом и приподнимает верхнюю часть туловища. Может сидеть с поддержкой. В вертикальном положении начинает выпрямлять ножки. Улыбается, смеется, издает громкие звуки, более четко воспроизводит гласные. С этого возраста малыши начинают отвлекаться во время сосания на посторонние звуки.

Пять — шесть месяцев.

Малыш присаживается при поддержке за одну руку, а иногда самостоятельно. Переворачивается со спины на живот. Отличает знакомые голоса от незнакомых. Свободно берет игрушки в руки, играет ими. Манипулирует игрушкой, перекладывает ее из руки в руку, следит за упавшей игрушкой, поднимает ее. В вертикальном положении опирается на ноги.

Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение ребенка. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Пусть он пытается ползти к ним.

Семь — восемь месяцев.

Ребенок самостоятельно сидит. Может уже самостоятельно садится из положения на спине. При поддержке встает на ноги, с опорой некоторое время может стоять. Делает попытки ползать. Протягивает близким людям ручки. Хлопает в ладоши. Хорошо различает знакомые звуки, слушает тиканье часов около уха. Боится незнакомых людей. Проявляет интерес к незнакомым предметам. Начинает складывать слоги.
В этот период интенсивно развивается понимание речи. Больше разговаривайте с ребенком, показывайте ему предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно. Играйте с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя».

Девять — десять месяцев.

Ребенок уже ползает, поднимается и становится на ноги, держась за барьер. Стоит при поддержке за одну руку. Садится из положения лежа с помощью одной руки. Подражает движениям взрослых. Умеет брать предметы двумя пальцами. Игрушки собирает в одно место. Прощаясь со взрослыми машет им рукой, говорит «пока». Понимает запрет. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, что бы ребенок их произносил. Говорит «мама», «папа», «дядя».
Играйте с ребенком в прятки (прячьте под платком или пеленкой себя, ребенка или игрушку). Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Сопровождайте комментариями ваши действия. Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек.

Одиннадцать — двенадцать месяцев.

Ребенок стоит самостоятельно, ходит при поддержке за одну руку. Может самостоятельно сделать несколько шагов, но ходит неустойчиво, часто падает. Приседает, чтобы поднять игрушку с пола. С интересом исследует незнакомый предмет руками и глазами. Влезает и слезает по ступенькам с помощью рук. Знает название многих предметов. Стремиться играть с детьми. Выполняет ряд инструкций. Говорит отдельные слова. Ест самостоятельно ложкой.

Развивайте моторику рук и пальчиков, давая ребенку игрушки разных форм и размеров. Рассматривайте с ним книжки, читайте стишки.


Детская дружба!

— У тебя в садике есть друзья?
— Есть!
— А как их зовут?
— Банда!
(Андрюша 5л.)

Дружба всегда связана с теплыми приятными чувствами. Дружба между детьми это близкие и добровольные отношения. Дружба учит детей сопереживанию и сочувствию к другому человеку, дает чувство защищенности, доверие к окружающему миру. Так же она является источником эмоциональной поддержки.

Эта тема становиться актуальной, когда приходит время, идти в детский сад. Отправляя малыша в детский сад, родители предполагают, что там он начнет более активно контактировать с людьми.

Каждый ребенок дружит по-своему. Одни дети с легкостью вступают в контакт, с другими детьми, а других возникают сложности. Какому- то ребенку нужно много друзей, а какому — то достаточно одного друга. Конечно, каждый ребенок формируется по- разному, в силу свойств его нервной системы, его темперамента и его условий развития в семье, обществе. Уже в 3-4 года ребенку очень важен контакт со сверстниками, потому что он оценивает себя как личность, через оценки сверстников и друзей и таким образом познает себя. В это же время и формируется его самооценка.

Есть разные причины, почему ребенку сложно устанавливать дружеские отношения.

1. Нарушение отношений в сфере семейного воспитания:

— Чрезмерная опека детей со стороны родителей

— Ограничения ребенка в общении со сверстниками

— Запрет на приглашение друзей в дом

— Личный пример родителей в общении со своими друзьями

2. Личностные и внешние особенности ребенка

— Повышенная эмоциональность

— Застенчивость, замкнутость

— Внешние дефекты ребенка

Как научить ребенка дружить!

Постоянно общайтесь с ребенком. Расширяйте у ребенка круг общения. Секции, кружки, соседские дети по лестничной клетке, дети ваших друзей. Приглашайте к себе в гости других детей, готовьтесь к их приходу.

Научите ребенка знакомиться, начинать и заканчивать разговор.

Научите его просить помощи у других и предлагать помощь.

Совместно учите слова, с которых начинается знакомство: здравствуй, привет, как тебя зовут, сколько тебе лет. Зная их, ребенок, будет чувствовать себя комфортнее и увереннее, ему будет проще заводить разговор.

Учите принимать благодарность и благодарить других. Помогите ребенку, развивая уверенность в себе. Уверенность в ежеминутной поддержке родителей помогает ему.

Не ругайте и не упрекайте малыша, это еще больше его расстроит. Уважайте его мнение и прислушивайтесь к его словам.

Постоянно разговаривайте с ним. Возвращаясь с площадки или из детского сада, совместно обсудите прогулку, поведение остальных детей и способы решения конфликтов, которые возникали.

Научить его без обид реагировать на отказы. Отказы – это не повод для расстройства, а повод для того, чтобы найти более интересную и подходящую компанию детей.

Если возникает конфликт, ссора. Не стоит искать виноватых, цель родителя – примирить детей и организовать совместную игру.


Упрямый ребёнок

Упрямство самый распространенный из всех видов детских недостатков, с которыми приходится сталкиваться родителям. Чаще родителям кажется, что упрямство их ребенка бессмысленное. Первый пик «бессмысленного упрямства» приходится на возраст 2-4 лет. У большинства малышей этого возраста на любое ваше предложение или просьбу незамедлительно следует отказ. В возрасте двух лет ребенок постепенно начинает осознавать свою физическую и психологическую целостность, учится осуществлять контроль над своими естественными нуждами и радуется тому, как хорошо научился владеть своим телом. Ребёнок начинает понимать, что он отдельная от мамы личность. В это время он пробует и пытается доказать свою самостоятельность и подтвердить для себя чувство «отдельности» от родных и окружающих. Это очень важный момент в развитии каждого ребенка. В такие моменты с ним становится очень тяжело наладить контакт, но стоит помнить, что это временное явление, знаменующее новую ступень в развитии ребенка –формирование самооценки.

Откуда появляется упрямство

У упрямых родителей чаще всего и получаются упрямые дети. Обратите внимание на себя и свое поведение с ребенком.

Упрямое поведение может служить защитной реакцией на излишнюю родительскую опеку. Ребенок как умеет(правильно или неправильно), так и отстаивает свое право на самостоятельность, независимость.

Когда в семье тактика воспитания детей слишком мягкая, ребенку многое позволено. Ребенок получает то, что хочет, но если родители в чем-то начинают ему отказывать, то он проявляет упрямство.

Когда взрослые игнорируют желания и интересы ребенка, не считаются с его мнением. Ребенок начинает искать способы привлечения внимания к себе — упрямством.

Упрямство может проявляться тогда, когда ребенок не имеет другой возможности выразить свои негативные эмоции, которые у него накопились.

Как справиться с упрямством ребенка.

Сначала определите, предъявляете ли вы ребенку разумные требования, соответствующие его возрасту. Убедитесь, что ребенок их понимает

Предоставьте детям свободу действий в разумных пределах, чтобы они могли самостоятельно получать опыт в различных ситуациях.

Не применяйте физическую силу по отношению к ребенку — телесные наказания негативно влияют на детскую психику.

Если во время игр, занятий, развлечений ребенок не делает ничего опасного и ничего не угрожает его жизни то не стоит делать ему замечания. Излишняя строгость, ограничение активности, многочисленные запреты и физические наказания ребенка провоцируют его на упрямое поведение даже в тех случаях, когда он знает, что не прав.

Пытаясь добиться от ребенка хорошего поведения, помните, что поощрять предпочтительнее, чем наказывать.

Наберитесь терпения, чтобы правильно реагировать на требования ребенка, не унижая его, но и не потакая детским капризам.

Малыш должен знать о существовании запретов и определённых правил, которые нельзя никогда нарушать. В первую очередь, это касается безопасности жизни и здоровья как самого ребёнка, так и окружающих его людей и животных.
Важно выяснить, в чем интерес ребенка, почему он хочет сделать именно так, ведь в детском поведении присутствует своя логика, нужно лишь ее обнаружить. Психологи утверждают, что если взрослый разговаривает с малышом на равных, пытается понять причину упрямства, ребенок видит, что его мнение ценят и учитывают — и смягчается.


Детская истерика

Детская истерика – нервное возбуждение, сильная эмоциональная реакция, подкрепленная раздражением, агрессией, сопровождается громким плачем, криками, битьем головы об пол или стену и при этом он практически не чувствует боли..Важно различать понятия «истерика» и «каприз». К капризам ребенок прибегает преднамеренно, чтобы добиться желаемого, чего-то запретного или невозможного в данный момент. Капризы, также как и истерики, нередко сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием предметов. Но истерики чаще происходят непроизвольно, ребенку крайне трудно справиться со своими эмоциями.

Причины детских истерик много.

Возбудимой нервной системы и индивидуальных особенностей ребенка.

Болезнь ребенка или состояние после болезни.

Переутомление, перенапряжение, плохой сон, чувство голода.

Родители не реагируют на положительные или отрицательные поступки ребенка.

Непоследовательность в воспитании.

Отсутствие внимания к ребенку со стороны взрослого.

Неспособность ребенка выразить словами свое недовольство.

Вседозволенность со стороны родителей и родственников.

И наоборот. постоянные запреты со стороны взрослых

Возраст первых истерик.

По мнению ученых, около 90% родителей сталкиваются с истериками у детей от года до трех лет. Чаще первые истерики начинаются в полтора года. Потом в 2,5 – 3 года, так называемый период «кризиса» трех лет. В кризисный период истерики могут случаться до 10-15 раз в день, практически по любому поводу. В четыре года подобное поведение считается редкостью, ребенок в состоянии выразить свои чувства и эмоции словами.

Если истерики у ребенка постоянны, это может быть следствием заболевания нервной системы. Обратитесь к детскому неврологу, стоит, если:

Ребенок во время истерики задерживает дыхание или теряет сознание.

Появляется рвота или отдышка и заканчивается внезапной вялостью и усталостью ребенка.

Истерики становятся все более частыми и агрессивными.

У ребенка продолжаются истерики после 4-х лет.

Ребенок наносит повреждения себе и окружающим.

Истерики сопровождаются ночными кошмарами, страхами, резкими перепадами настроения.

Если у ребенка нет выше перечисленные симптомы, то скорее всего с помощью истерики ребенок добивается того чего он хочет, удовлетворяет свои потребности. Значит, ребенок не умеет по-другому выражать свои чувства. Необходимо научить ребенка правильно выражать свои чувства. Для того чтобы он мог общаться со своими сверстниками, находить друзей и мог спокойно жить и радоваться миру.

Соблюдайте основные правила.

Соблюдайте режим, должен быть полноценный отдых.

Не допускайте у ребенка переутомления.

Научите ребенка определять свои чувства, говорить о них.

Если истерика случилась в общественном месте. Старайтесь не обращать внимание на осуждающие взгляды посторонних и не привлекайте к этому процессу окружающих.

Не угрожайте наказанием и тем более не наказывайте.

Учиться договариваться с ребенком, идти на компромисс.

Не отказывайте ребенку в ласке, возьмите его на руки, успокойте.

Определите список запрещенных и разрешенных вещей и придерживайтесь установленного порядка.

Давать ребенку право выбора.

Истерики можно предотвратить, поняв их причины.


Как помочь подростку

Надпись на парте
«К 12 годам люди становятся невыносимыми»

Л.С. Выготский выдвинул гипотезу о несовпадении трех точек созревания в подростковом возрасте — полового, общеорганического и социального. Это несовпадение создает почву для основного противоречия подросткового возраста.

По сути, подросток находится между двумя фундаментальными состояниями детством и взрослостью. Он уже не ребенок, но еще и не взрослый. Это новообразование самосознания становится стержневой особенностью личности. Именно оно как бы включает специфическую социальную активность подростков: они становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующим в мире взрослых и в их отношениях. Именно в подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей. Для родителей это тоже кризис, им трудно переживать отделение детей.

Как же помочь подростку.

Отнеситесь серьезно к индивидуальным темпам развития вашего ребенка. Не считайте его маленьким, когда он уже начинает ощушать себя подростком. Но и не толкайте в подростковость насильно. Возможно, вашему сыну (или дочке) нужно на год или два больше времени, чем его сверстникам.

Не делайте постоянных акцентов на недостатках внешности подростка! Это может приводить к таким последствиям, как пищевые расстройства (анорексия и булемия).

Не отвергайте и не критикуйте друзей вашего ребенка, даже если вы считаете, что дружба с ними может ему навредить. Конечно, бывают случай, когда подросток связался с компанией, которая может принести ему вред. В таком случае аккуратно, но очень четко и доступно высказывайте своего мнения о том вреде, который они способны нанести. Не ждите мгновенной реакции. Наберитесь терпения и продолжайте мягко и аккуратно разговаривайте с подростком.

Для подростка крайне необходима родительская последовательность и твердость. Потому как, если они не будут понимать, против чего бунтовать, отделения не произойдет.

Делайте сами то, чего вы хотите добиться от своего подростка. Будьте примером. Рассказывайте о своих чувствах и переживаниях. Возможно, иногда что-то расскажет и ваш ребенок. Делитесь с подростком своими проблемами. Не стесняйтесь попросить у них совета.

Интересуйтесь жизнью подростка. Не так часто подростку , в силу своих изменений , хочется делится с родителями. Но если подросток подходит к вам, хочет чем то поделиться или спросить совета. Не отталкивайте его и не высмеивайте, какими бы глупыми и смешными не были его просьбы «по вашему мнению». Не вторгайтесь в личное пространство подростка против его воли. В этом возрасте огромное значение подростки придают той обстановке в которой они живут. Она становится не просто выражением его внутреннего мира, а его частью.

Спокойно относитесь к максимализму подростка и его резкости в суждения. Уважать право ребенка на собственное мнение. В данный период времени подросток так мыслит, и не в его власти это изменить. Стоит мягко показывать другие возможные точки зрения.

Пару лет назад я нашла вот такую памятку. Взяла ее себе в копилку. Рекомендую и вам воспользоваться ей, когда назревает конфликт с подростком.

Памятка по разрешению конфликтов.

Попытайтесь осмыслить предложенные вопросы, и вам будет легче адекватно вести себя в конфликте.

Хочу ли я благоприятного исхода конфликта для нас обоих?

Вместо того, чтобы думать, «как это могло быть», вижу ли я новые возможности в том, «что есть»?

Как бы я чувствовал себя на его (ее) месте?

Что он (она) пытается сказать?

Выслушал ли я его (ее) как следует?

Что я хочу изменить?

Как я могу сказать это без обвинений и нападок?

Не злоупотребляю ли я властью?


Родителям будущих первоклассников