Последнее обновление сайта проведено 19. 11. 2019 года

ОПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ВЕЩЕСТВА В ДОМЕ. Занятия для дошкольников и младших школьников

0

ЗАНЯТИЕ I

Цели: закрепить у детей представление о предметах и веществах, которые могут угрожать жизни и здоровью детей; предостеречь их от несчастных случаев в быту.

Материалы: фломастеры, бумага, иллюстрации с изображением опасных предметов и веществ, иллюстрация или рисунок с изображением забинтованного персонажа из сказки или мультфильма.

Ключевые слова: чайник, нож, кастрюля, спички, стеклянная банка, терка, аптечка, ртутный градусник, лекарства, бытовая химия, стиральный порошок, чистящее средство, средство от тараканов.

Ход занятия

I. Предложите ребятам рассмотреть иллюстрацию, на которой изображен забинтованный персонаж. Обсудите, кто он и кем изображен.

II. Рассмотрите с детьми иллюстрации, на которых изображены опасные предметы и вещества в доме. Обсудите, почему они опасны.

1. Обсудите с детьми, что такое бытовая химия. К бытовой химии относятся стиральные порошки, средства для мытья посуды, средства от тараканов и многие другие. Они содержат опасные для организма вещества.

2. Прочитайте ребятам четверостишие и предложите его дополнить.

Химикаты — это яд,
Он опасен для ребят!
Осторожным надо быть,
Чтоб себя … (не отравить).

3. Предложите нарисовать возле каждого предмета соответствующий знак.

Нельзя брать!

Осторожно пользоваться!

4. Предложите ребятам совместно придумать рассказ о том, как персонаж с иллюстрации остался один дома и что натворил. Побудите использовать в сюжете рассказа предполагаемые предметы.

5. Побудите детей сформулировать для этого персонажа правила (предостережения) по использованию опасных предметов.

  • Не пробуй лекарства на вкус, любое из них может оказаться ядом и сильно навредить твоему здоровью. Опасны даже витамины, если их съесть много и без разрешения взрослых.
  • Никогда не открывай упаковки с бытовой химией, не бери их в руки из любопытства или ради шутки.
  • Осторожно обращайся со стеклянной посудой, не роняй ее, убирай на место.

III. Зачитайте детям загадки.

Очень хрупкая я — берегите меня,
Если только разобьете,
Лишь осколки соберете!
(Стеклянная посуда.)

Посмотрите на меня —
Вся дырявая я,
Но зато я ловко
Тру тебе морковку.
(Терка.)

В брюхе жарко у меня,
А в носу моем дыра,
Когда все во мне кипит,
Из нее пар валит.
(Чайник.)

У меня есть лезвие —
Острое, железное.
Обращайтесь осторожно:
Ведь порезаться мной можно.
(Нож.)

Что опасного во мне,
Если супа нет на дне,
Только если суп горяч —
От детей меня ты прячь.
(Кастрюля.)

ЗАНЯТИЕ II

Цели: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Материалы: фломастеры, бумага, картинки с изображением колющих и режущих предметов.

Ключевые слова: ножницы, шило, скрепка, булавка, кнопка, циркуль, перочинный нож, гвоздь, молоток, ножовка, клещи.

Ход занятия

I. Расскажите детям сказку.

Жили-были старик со старухой. Было у них два сына. Старшего звали Митрофан, младшего звали Иван. Старший был ленив — ел да спал, а работа ему и на ум не шла. А младший — трудолюбивый, веселый, приветливый. У мастера Ивана был волшебный ящик, и жили в нем его друзья, которые очень помогали ему в работе. Любил их Иван, дружил с ними, берег, заботился о них. И вещи тоже любили и уважали Ивана, слушались его, когда он говорил: «Каждой вещи — свое место!» Гордились им, когда люди говорили: «У мастера Ивана — золотые руки», «Дело мастера боится!»

Предложите рассмотреть ребятам картинку с изображением колющих и режущих предметов. Как они называются?

Рассердился Митрофан на Ивана: все Ивана хвалят, а над ним насмехаются. Поэтому взял Митрофан у брата ящичек с инструментами и заперся в сарае, решил с ними поиграть…

Как вы думаете, что случилось дальше? Предложите детям продолжить сказку.

Поощряйте истории, в которых ребята проявляют юмор, не допускайте жестокости в их рассказах. Предложите придумать конец сказки, который традиционно должен быть хорошим. Подведите детей к мысли о том, что Иван научил Митрофана пользоваться инструментами, и тот тоже стал хорошим мастером.

1. Сформулируйте вместе с детьми правило.

  • Острые, колющие и режущие предметы опасны, лучше с ними не играть.
  • Надо класть их на свои места, чтобы случайно не поранить себя.

Вилки, ножницы, ножи —
Их подальше ты держи.
Кнопки, лезвия, иголки —
Если что, так очень колки.
Только с ними ты дружи,
Часто нам они нужны,
Лишь потом не забывай —
Их на место возвращай.

2. Предложите ребятам нарисовать знаки возле каждого предмета в ящичке с инструментами.

Нельзя брать!

Осторожно пользоваться!

3. Предложите детям разыграть роли Ивана и Митрофана. Как Иван объясняет брату правила пользования теми или иными инструментами. Подведите к выводу о том, как важно уметь правильно обращаться с опасными предметами, чтобы они стали друзьями, а не врагами.

II. Игра «Нарисуй отгадку».

Предложите ребятам нарисовать отгадки на прочитанные вами загадки.

Два кольца, два конца,
А посредине гвоздик.
(Ножницы.)

Если острием упрется —
Сразу дырочка найдется.
(Шило.)

Есть у моего Антошки
Только шляпка да железная ножка.
(Гвоздь.)

Я иголкина подружка,
Только нет у меня ушка.
(Булавка.)

Длинноногий ходит по дороге:
Одна нога по кругу бежит,
Другая — на месте стоит.
(Циркуль.)

Кланяется, кланяется,
Придет домой — растянется.
(Топор.)

Я сижу в своем домишке,
Не серди меня, мальчишка,
Обращайся осторожно —
Мной порезаться ведь можно!
(Перочинный нож.)

Не хочу я молчать —
Дайте вволю постучать!
И стучит день-деньской
Он железной головой.
(Молоток.)

Вот железная плутовка
Листы держит очень ловко.
Крепко вместе их сжимает,
Никогда не растеряет.
(Скрепка.)

Гвоздь как схватят, как потянут,
Непременно вытащат.
(Клещи.)

Конь стальной, хвост льняной
Подружись ты со мной.
(Иголка.)

Зубы есть, а рта не надо.
(Пила.)

ЗАНЯТИЕ III.

Цели: объяснить детям, что такое электробытовые приборы и какую опасность они в себе таят, значение приборов для людей, правила пользования ими.

Материалы: бумага, фломастеры, карточки с изображением электробытовых предметов.

Ключевые слова: утюг, пылесос, электросамовар, электроплитка, электролампа, электромиксер, магнитофон, телевизор, электрошнур, розетка, вилка.

Ход занятия

I. Зачитайте детям загадки:

Белый шкаф стоит в углу
Нашей кухни на полу,
В нем немало льда и снега,
В нем всегда мороз.
Здесь морозно даже летом,
Кто мне скажет, кто же это?
(Холодильник.)

У окошка я сижу,
На весь мир в него гляжу.
(Телевизор.)

Он один на всем свете
Очень рад пыль встретить.
(Пылесос.)

Только я, только я,
Я на кухне главная.
Без меня, как ни трудитесь,
Без обеда насидитесь.
(Электроплита.)

Я пузатый и пыхтящий,
Я большущий и блестящий.
Если только захочу,
Кипяточку вскипячу.
(Самовар.)

Что говорить — не солнце я,
Но освещать умею,
Меня включите лишь, друзья,
И станет жизнь светлее.
Не будет времени для сна
Всегда, когда я включена.
(Электрическая лампочка.)

Плывет электроход
То назад, то вперед.
(Утюг.)

На столе, в колпаке
Да в стеклянном пузырьке
Поселился дружок —
Развеселый огонек.
(Настольная лампа.)

Посмотри на мой бочок,
Во мне вертится волчок.
Никого он не бьет,
Но зато все взобьет.
(Миксер.)

Два соседа-колеса
Собирают голоса,
Друг от друга тянут сами
Поясочек с голосами.
(Магнитофон.)

II. Обсудите с детьми вопросы.

  • Какие электрические приборы вы знаете? (Телевизор, электролампа, утюг, обогреватель, стиральная машина, электроплита, плойка, паяльник, пылесос, электрочайник, кипятильник и т.д.)
  • Для чего они необходимы? (Электрические приборы освещают дома, гладят одежду, готовят пищу, чистят ковры, развлекают. Они могут быть добрыми помощниками только в умелых руках.)
  • Чем они опасны? (При неумелом пользовании электрическими приборами может произойти два несчастья: во-первых, «удар» током и, во-вторых, пожар.)

III. Предложите рассмотреть изображенные на карточках предметы, описать их внешний вид, устройство и рассказать, как ими пользоваться.

Воспитатель обращает внимание ребят, что ни в коем случае нельзя из шалости забираться во внутрь холодильника — дверь может захлопнуться и изнутри ее открыть невозможно. Нельзя совать руку в стиральную машину во время ее работы. Руку может затянуть внутрь и искалечить. Ни в коем случае нельзя открывать боковую дверцу стиральной машины — можно ошпариться кипятком. Особое внимание следует уделить опасности электромясорубок, газонокосилок.

1. Предложите детям нарисовать знаки возле каждого предмета.

Нельзя брать!

Осторожно пользоваться!

2. В доступной форме расскажите детям об электричестве (на примере молнии), о его значении, об опасности тока.

3. Вместе с детьми сформулируйте правила пользования электроприборами:

  • Не пользуйся самостоятельно розеткой, проси взрослых включить или выключить электроприбор.
  • Никогда не дотрагивайся до включенных электроприборов мокрыми руками (вода проводит ток).
  • Никогда не тяни электрический провод руками.
  • Ни в коем случае не подходи к оголенным проводам и не дотрагивайся до них.

Помни девочка и мальчик!
Нельзя совать в розетку пальчик,
Отвертку, ножницы и шпильку —
Место там электровилке.