Последнее обновление сайта проведено 12. 11. 2019 года

МИР АТОМА И РАДИАЦИЯ ВОКРУГ НАС

0

V класс

УСТОЙЧИВЫЕ И НЕУСТОЙЧИВЫЕ АТОМЫ. РАДИОАКТИВНОСТЬ

Задачи: формирование диалектико-материалистических представлений об окружающем мире; совершенствование знаний учащихся о строении вещества, молекулы, атома, ядра; введение понятия об элементарных частицах ядра – нуклонах; раскрытие сущности явления радиоактивности.

Оборудование: модель «Строение атома», текстовый материал, таблицы и рисунки пособия (глава 2).

Методические рекомендации

I. Проверка знаний.

Заслушивание и обсуждение докладов учащихся:

1. «Негативные факторы загрязнения окружающей среды и их влияние на организм человека».

2. «Обмен веществ с окружающей средой — основа жизни».

II. Изучение нового материала.

Беседа учителя с учащимися «Что мы знаем о строении вещества, молекулы, атома?».

В ходе беседы учитель акцентирует внимание на том, что огромное многообразие форм живого и неживого вещества обусловлено комбинациями сравнительно небольшого количества химических элементов. Учитель приводит сведения о строении и размерах атома, подчёркивая, что в его центре располагается очень маленькое и плотное ядро, состоящее из элементарных частиц (протонов и нейтронов), которые называются нуклонами. Затем раскрывается смысл понятий: «нуклид» (атом, который характеризуется определенным числом протонов и нейтронов в ядре), «изотопы» (атомы, имеющие одинаковое количество протонов и разное количество нейтронов в ядре). Изотопы одного и того же химического элемента ведут себя одинаково в природе, но среди изотопов встречаются неустойчивые (радиоактивные), которые самопроизвольно распадаются с выделением энергии. Радиоактивные ядра «вооружены» излучением, которое легко обнаружить с помощью специальных приборов. Вводятся понятия: «радиоактивность» (способность ядер превращаться в ядра других химических элементов с выделением энергии в виде излучения); «период полураспада» (время, в течение которого распадается половина радионуклидов), «ион» (положительно или отрицательно заряженные атомы или молекулы вещества); «ионизация» (процесс образования ионов в веществе под действием излучения).

III. Закрепление знаний.

1. Построение схемы «Строение атома».

По ходу построения схемы учитель обращает внимание учащихся на то, что различные частицы макро- и микромира находятся в энергетическом состоянии, которому соответствует определенное значение энергии. Наиболее устойчивое состояние характеризуется наименьшей энергией и называется основным состоянием. Переход в основное состояние связан с высвобождением энергии. Если это происходит с ядрами атомов, то высвобождается огромная энергия. Ядерные силы — это мощные силы притяжения, удерживающие нуклоны (протоны и нейтроны) вместе и преодолевающие электрическую силу отталкивания между протонами.

2. Формулирование выводов по теме «Радиоактивность»:

а) в результате радиоактивного распада происходит преобразование атомных ядер;

б) превращение ядер сопровождается испусканием ионизирующих излучений (альфа-, бета-, гамма-излучений);

в) при испускании излучений происходит потеря энергии ядра, что приводит к его переходу в более устойчивое состояние.

IV. Проведение игры «Цепочка».

Учащиеся задают вопросы друг другу и взаимно оценивают ответы.

Перечень примерных вопросов:

1) Что такое нуклоны?

2) Из чего состоит атом?

3) Почему атом электронейтрален?

4) Что такое ионы?

5) Из чего состоят ядра разных атомов?

6) Что представляют собой нестабильные ядра?

7) Сколько вы знаете разновидностей стабильных элементов?

8) Что такое изотопы?

9) Что называется периодом полураспада?

10) Какое явление называется радиоактивностью?

V. Домашнее задание. Запись в радиоэкологический словарь новых терминов: атом, ион, радионуклид, изотоп, протон, нейтрон, электрон, радиоактивность, период полураспада, ионизация.

РАДИОНУКЛИДЫ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ. РАДИАЦИОННЫЙ ФОН

Задачи: познакомить учащихся с основополагающими понятиями по радиоэкологии (радиация, радиационный фон и др.). с различными видами излучений, окружающих человека в повседневной жизни.

Оборудование: текстовый материал, рисунки и таблицы пособия (глава 4 п. 4.1- 4.3).

Методические рекомендации

I. Изучение нового материала.

Обсуждение проблемных вопросов:

1. Все ли излучения опасны?

2. Чем обусловлен радиационный фон?

В ходе обсуждения учитель подводит учащихся к выводу о том, что множество видов естественных электромагнитных излучений — радиоволновое, инфракрасное (тепловое), световое, ультрафиолетовое, рентгеновское, гамма-излучение — окружают нас повсюду (спутники, высоковольтные линии, телекоммуникации, радиопередающие устройства, микроволновые бытовые приборы, электронные игрушки и т.д.). Излучения подразделяются на ионизирующие и неионизирующие. Различные виды ионизирующих излучений поступают из космического пространства (космическое излучение) и рождаются на Земле (излучения естественных радионуклидов, входящих в состав земной коры). Человеком также постоянно создаются различные источники ионизирующих излучений. Загрязнение окружающей среды искусственными радионуклидами произошло в результате испытаний ядерного оружия, аварий на ядерных установках и предприятиях, добычи полезных ископаемых и др. Ионизирующие излучения природного происхождения определяют естественный радиационный фон окружающей среды. Искусственно созданные источники ионизирующих излучений увеличивают его.

II. Закрепление материала.

1. Составление таблицы «Радиационный фон».

Вид излучения

Примеры

1. Космическое из­лучение

Первичное космическое излучение:

а) галактического происхождения (протоны, альфа-частицы, ядра атомов тяжелых элементов);

б) солнечного происхождения: корпускулярная компонента (протоны, электроны, альфа-частицы), электромагнитная компонента. Вторичное космическое излучение (нейтроны, электроны, гамма-излучение)

2. Излучение естественных радионуклидов Земли

Радионуклиды 235U, 23BU, 232Th, 40К, 87RRb и продукты их распада

3. Излучение источников, созданных человеком

Медицинская аппаратура, промышленные устройства и установки, содержащие радиоактивные вещества, атомные электростанции и различные предприятия ядерного топливного цикла

2. Моделирование схемы «Естественный радиационный фон» (материал пособия).

3. Выполнение задания «Верны ли утверждения?» (дать расширенный ответ).

1) Ионизирующие излучения присутствовали в космосе до появления Земли;

2) радиоактивные вещества входят в состав планеты Земля;

3) человек слегка радиоактивен;

4) радиация существовала на Земле задолго до зарождения на ней жизни.

III. Вопросы для фронтального опроса учащихся.

1. Что такое радиация?

2. Где мы встречаемся с излучением в нашей повседневной жизни?

3. Какие виды излучений вам знакомы?

4. Какие излучения составляют естественный радиационный фон?

5. Назовите источники поступления радона в атмосферу Земли?

6. Приведите примеры источников ионизирующих излучений, созданных человеком.

IV. Домашнее задание.

Запись в радиоэкологическом словаре новых терминов: радиация, радиационный фон, ионизирующие излучения.

Подготовка к дискуссии «Основные составляющие естественного радиационного фона».